Олдскул. Русская трагикомедия
Продолжаем говорить о хороших старых советских фильмах. В сегодняшний обзор зацепившись за временную рамку пробрался фильм ранеперестроечный, однако сделанный с душой и очень остросоциальный, так что тут не будет всех атрибутов роскино первой половины 90-х: ужаса в лице Панкратова-Черного и компании, отвратительной музыки и чрезмерной безвкусной обнаженки. Второй фильм традиционно «совковый», но в нем уже начинают просматриваться реалии современной жизни, фильм силен актерским составом и бессмертными диалогами.
1. «Окно в Париж», 1993 г
Снять такую трагикомедию фантасмагорию в такие непростые времена - талант, за что режиссеру Юрию Мамину огромное спасибо. Режиссер взял за основу петербургскую коммуналку и ее жителей и город-мечту Париж. В определенное время в окне петербургского дома открывается пространственно - временной портал в парижский дом с видом на Сену.
Российское общество в лице обитателей коммуналки по-разному реагируют на такой подарок судьбы - кто отправляется в алко-приключения, кто начинает просто тащить все, что попадет под руку, вплоть до эпического проноса через окно автомобиля (вот где широта души русской), ну а главный герой находит свою любовь.
Атмосфера разрухи, лучшей доли и томительной тоски по родине, в которой все хуже, но тянет неудержимо - сплелись в этом фильме воедино с довольно качественными шутками главных героев и народными перлами «простых пролетариев».
Мамин вообще действовал на благодатной почве, сплетя воедино образы и мировоззрение не успевшего развалится СССР, поколения новых русских с их наглым, всепоглощающим бизнесом, и красивую зарубежную сказку, где светят огни и прогуливаются красивые женщины в вечерних нарядах.
Смотреть рекомендуется на резвую голову чтобы просто ощутить атмосферность того времени когда многие еще были несмышлеными детьми и мало понимали что происходит. Трагикомедия сложный жанр - но в этом фильме вы проникнетесь его глубиной до конца.
2. «Гараж», 1979
Потрясающий фильм-срез позднего советского общества силен, прежде всего, актерским составом: Гафт, Немоляева, Бурков, Ахеджакова, Мягков… но факт остается фактом - он один из самых непопулярных Рязановских фильмов. Сотрудники НИИ создают гаражный кооператив, чтобы добиться места под солнцем в виде личного гаража для машины.
Но выясняется, что по участку строительства будет проходить трасса и четырех пайщиков лишают законного машино-места. Вытесняют самых безобидных и малозначительных, зато в составе оказываются «блатные»: сын влиятельного человека и директор рынка. «Маленькие люди» не желают сдавать свои позиции, в толпе находятся неравнодушные к чужому горю и общество готово на любые крайности ради вещественных благ.
Фильм-предсказание грядущих перемен, когда эпоха потребления вступила в свои права и из-за нового айфона готовы раздеться или сделать еще что похуже, поверьте, нашли буквальное отражение прямо в этом фильме, где одна из героинь готова раздеться, чтобы отстоять свои права.
Рязанов всегда умел подбирать типажи, и здесь директор рынка, «блатной сынок» и прочие научные сотрудники играют настолько убедительно, что кажется, что ты еще совсем недавно сдавал им зачет по зоологии. Красочная атмосфера музея, где проходит заседание, милые нотки продуктовой истерии («а курица уже позеленела») перенесут вас в ту самую советскую атмосферу, где было так мало по сравнению с тем, что есть в настоящие дни, но чувствовали несравнимо больше, чем сейчас только могут представить.
Лучший комментарий