«Джокер»: Хоакин Феникс считает собственную интерпретацию персонажа настоящим Джокером
По мере того, как мировые кассовые сборы психологического криминального триллера «Джокер» приближаются к критически важной отметке в один миллиард долларов [по состоянию на 14 ноября, $988 миллионов], Хоакин Феникс в интервью Los Angeles Times рассказал, что его интерпретация самого безумного злодея в истории комиксов издательства DC Comics — это настоящий Джокер, который в конечном итоге становится психопатом и заклятым врагом Бэтмена.
Многие поклонники комиксов продолжают задаваться вопросом, соответствует ли Артур Флек в блестящем и бесподобном исполнении Хоакина Феникса мифологии вселенной Бэтмена. В то время как в «Джокере» Тодд Филлипс рассказывает историю возможного происхождения Клоуна-Принца преступного мира, режиссёр ранее не исключил возможности того, что действия Артура могли вдохновить Джокера: «Вы не знаете этого наверняка». Позднее в интервью EMPIRE Тодд Филлипс заявил, что культовый персонаж в «Джокере» — ещё не полноценный интриган и сумасшедший гений, каким он предстаёт на страницах комиксов.
Внимание! В продолжении — спойлеры!
Почитатели актёрского таланта Хоакина Феникса, режиссуры Тодда Филлипса, блестящего сценария Скотта Сильвера, операторской работы Лоуренса Шера и невероятно атмосферного саундтрека Хильдур Гуднадоуттир воспользовались ранним комментарием и принялись искать подсказки того, действительно ли в криминальной картине Артур Флек становится злодеем. Согласно некоторым теориям, «настоящий Джокер» был частью жестоких беспорядков, вспыхнувших в Готэме после появления персонажа Хоакина Феникса в клоунском гриме на шоу Мюррея Франклина. Согласно другой теории, «настоящий Джокер» появился спустя годы в качестве подражателя Артура.
Джокер воспринимает мир сквозь грани своей надломленной психики. Его официально признавали клинически сумасшедшим десятки судей, судов присяжных и психиатров в «Лечебнице Аркхэм». Правда, Джокер прекрасно отдаёт себе отчёт, что его шалости вредят другим, отчего вердикты «не виновен по причине безумия» теряют всякий смысл.
По словам Хоакина Феникса, продолжающееся обсуждение «Джокера» является свидетельством способности фильма вызывать эмоции и задаваться вопросами, которые продолжают возникать в сознании зрителей спустя продолжительное время после того, как они покинули зал кинотеатра. Артур Флек — жертва обстоятельств? Действительно ли события фильма происходили так, как было показано на экране, или всё-таки они были результатом помутнённого сознания Артура Флека? Действительно ли он является настоящим Джокером, или, возможно, его действия вдохновили злодея, каким мы его знаем по комиксам?
Актёр, удостоившийся трёх номинаций на кинопремию «Оскар» за роли в фильмах «Гладиатор», «Преступить черту» и «Мастер», а также призёр Каннского кинофестиваля за перформанс в криминальном триллере «Тебя никогда здесь не было», продолжает размышлять над всеми этими вопросами. «Было очень интересно наблюдать за реакцией людей на этот фильм и тем, что они видят — и для меня, каждый ответ равноценен. Как правило, ты должен отвечать на такие вопросы. Но [ценность «Джокера» заключается в] вовлечённости в обсуждение. Всё зависит от зрительской аудитории. Это довольно необычно, особенно с крупным студийным фильмом, и я не хочу испортить это заявлением: «Нет, в фильме всё показано как есть». Что касается меня, то я вижу множество разных способов взглянуть на персонажа и то, через что он проходит, поэтому не думаю, что можно ограничиться каким-то определённым смыслом», — рассказал Хоакин Феникс.
По его словам, именно такие двусмысленности делают «Джокера» достойным внимания. И для протокола: Феникс лично верит, что Артур Флек и есть настоящий Джокер. «Но я не знаю, — добавляет он с гримасой на лице. — Это только моё мнение».
Происхождение Джокера — это история обманщика, поэтому нет никаких причин полагать, что какая-то из версий будет признана единственно верной. Спросите Джокера — у него у самого таких историй миллион. В сюжете графического романа «Бэтмен: Время Джокера» злодей выступает перед телевизионной аудиторией и рассказывает историю своей жизни. Он говорит, что был шутом при дворе египетского фараона, где за неповиновение его забальзамировали на несколько тысяч лет. В другом комиксе, «Бэтмен: Безумная любовь», Джокер вспоминает о своём жестоком отце, который разбил ему нос после одного неудачного розыгрыша.
Эта схема перенеслась и на экраны. В «Бэтмене» Тима Бертона Джокер оказался бывшим гангстером по имени Джек Напьер, к списку грехов которого добавилось убийство Томаса и Марты Уэйн двадцатью годами ранее — событие, приведшее к появлению Летучей Мыши.
«Тёмный рыцарь» Кристофера Нолана обошёл историю о происхождении, представив сразу несколько версий. Каждый раз, когда Джокер в блестящем исполнении Хита Леджера спрашивает: «Хочешь узнать, как я заработал эти шрамы?», он дает совершенно разные ответы. Этот яркий, противоречивый акт отлично укладывается в образ злодея, который наслаждается исполнением роли «Человека с тысячей лиц».
Для Хоакина Феникса согласиться на роль культового персонажа и самого безумного злодея в истории комиксов издательства DC Comics в криминальном фильме Тодда Филлипса «Джокер» было непростым решением. «Я ни черта не знал. Я не знал. Но потом что-то привлекло меня к этому уникальному проекту. И по мере работы [с Тоддом Филлипсом над «Джокером»], это нечто развивалось и стало чем-то большим, чем я ожидал. Это был один из величайших вызовов в моей карьере», — заявил исполнитель роли несостоявшегося стендап-комика, который сходит с ума, становится криминальным психопатом и превращает жизнь жителей Готэм-Сити в хаос.
«Мы не следовали комиксам, мы просто написали собственную версию того, откуда может появиться такой парень, как Джокер. Вот что меня интересовало. Мы не делаем Джокера, но рассказываем историю становления Джокера. Историю о человеке», — рассказал режиссёр и автор сценария. По словам Филлипса, он писал сценарий картины под Хоакина Феникса, но на то, чтобы получить согласие актёра потребовалось некоторое время. И режиссёр не рассматривает криминальный фильм «Джокер» как часть Расширенной вселенной DC, в контексте утверждения Роберта Паттинсона на главную роль в нео-нуарной супергеройской картине Мэтта Ривза «Бэтмен»: «Я не вижу связи [«Джокера»] с [возможными] картинами в будущем. Это просто [самостоятельный] фильм».
Каким будет возможный сиквел «Джокера», ещё не определено и не известно — мрачная и реалистически жестокая криминальная картина Тодда Филлипса пересекается с оригинальной историей о происхождении Бэтмена: в последнем акте показана смерть Томаса и Марты Уэйн, но учитывая, что на момент развития событий в картине Брюс всего лишь ребёнок, перспектива его столкновения с Артуром Флеком в будущем кажется маловероятной. Даже в свете запланированной на 2021 год премьеры нео-нуарного фильма «Бэтмен» Мэтта Ривза с Робертом Патинссоном в главной роли.
Лучший комментарий