Добавить пост
1 2

Баллы начисляются за вашу активность на сайте Xage.
В дальнешем за счет баллов у вас будет появляться больше возможностей на сайте, плюс автоматическое участие в конкурсах проекта.

Десять фильмов, которыми вдохновлялся Ари Астер во время съёмок фолк-хоррора «Мидсоммар»

Режиссёр Ари Астер неоднократно заявлял, что «Мидсоммар» — это фолк-хоррор. Сценарист и режиссёр, чья дебютная картина «Реинкарнация» разожгла семантическую дискуссию о границах хоррор-жанра, осмелившись ступить на тропы рутины с настоящей травмой, стремится показать реальный кошмар происходящего, но в свете солнечных лучей.

Ещё один несмываемый ночными кошмарами ужас, стирающий грань между традицией и абсурдом ради пробуждения нечестивых духов, «Солнцестояние» начинается с истории, которая кажется совершенно безумной после финальных кадров «Реинкарнации».

Молодая пара, Кристиан [Джек Рейнор] и Дани [Флоренс Пью], испытывают проблемы в отношениях. После того, как Дани пытается справиться с личной трагедией, Кристиан уговаривает её отправиться вместе с друзьями в шведскую деревню, жители которой приглашают их принять участие в фестивале, посвящённому летнему солнцестоянию. Беспечный отдых в конечном итоге оказывается прославлением языческого культа, который каждые 90 лет проводит безумный фестиваль, состоящий из жестоких и пуританских ритуалов.

Жуткий трейлер «Солнцестояния» — фолк-хоррора с элементами психологической драмы

Описанные события вполне могли бы оказаться сценарием к хоррор-картине «Хостел» Элая Рота, а трейлер заставлял зрителя почувствовать себя тысячелетним риффом в центре «Плетёного человека». По словам Ари Астера, никто и никогда не собирался вводить зрителей в заблуждение, это всего лишь его собственный вклад в развитие жанра фолк-хоррор. Как бы то ни было, в «Мидсоммар» присутствует нечто такое, что заставляет подвергать сомнению то, что глазам предстоит увидеть на большом экране — это самый яркий фильм ужасов в истории. Там, где другие фильмы ужасов склонны показывать человеческое тело как предмет страдания, режиссёр «Солнцестояния» предпочитает думать о нём как о сосуде; для него страхи — это просто средство для достижения цели. Как и с «Реинкарнацией», «Мидсоммар» меньше интересуется причиной гибели персонажей, чем тем, как им приходится жить с болью.

«Радость не в том, чтобы разрушать ожидания, — рассказывает Ари Астер, — а в том, чтобы оправдывать ожидания самым неотвратимым и эмоциональным образом. Вся прелесть жанра фолк-хоррор состоит в определённом пути развития [сюжета фильма], и я не хотел это менять».

«Мидсоммар» может и относится к фолк-хоррорам, предопределившими жанр благодаря «Плетёному человеку» и «Обличье сатаны», но это не та категория кинокартин, к которым возвращался Ари Астер во время собственного вклада в жанр во время работы над «Солнцестоянием». Вместо этого, он вернулся к материалам, оставившими след на личности режиссёра — независимо от того, упоминались ли они когда-нибудь раньше в одном предложении.

1. «Современный роман» [1981]

Режиссёр Ари Астер написал сценарий к «Солнцестоянию» четыре года назад. Болезненный разрыв отношений превратился в предвещающий дискомфорт и ночные кошмары фильм «Мидсоммар» — картину, которую журнал Time Out назвал «Лучшим хоррором года», а критики — обязательным к просмотру, «пропитанным солнечным светом кошмаром».

«Крупнейшей точкой отсчёта были фильмы о расставании. И я действительно хотел смоделировать ситуацию на романтической комедии. Я очень сильно люблю «Бестолковых». Это вообще не работает как отсылка в «Мидсоммар», но «Бестолковые» — это чёртов шедевр. Но для меня лучшими фильмом о расставании остаётся «Современный роман» Альберта Брукса».

2. «Сцены из супружеской жизни» [1973]

В разговоре с IndieWire о фильмах и режиссёрах, которые вдохновили его на создание «Мидсоммар», Ари Астер упомянул шведского режиссёра Ингмара Бергмана: «Бергман — один из моих героев. Я люблю его. Я настолько сильно люблю его работы, и я всегда думаю о нём только потому, что я его так люблю. Мой любимый фильм в истории, пожалуй, «Фанни и Александр» [историческая драма 1982 года, завоевавшая четыре премии «Оскар» и «Золотой глобус»]. Но, честно говоря, я думал о Бергмане гораздо больше, когда работал над «Реинкарнацией», чем когда снимал «Мидсоммар». Но «Сцены из супружеской жизни» определённо всплывали в памяти. Не то, чтобы я думал об этом очень сильно, но это основной фильм о разрыве отношений, и точка. Вероятно, это лучший сценарий, с которым я когда-либо сталкивался в кино; эти монологи — самое жестокое, что только может быть в мире».

Можно было бы согласиться с режиссёром, но сцены с Дани [Флоренс Пью] и Кристиан [Джек Рейнор] достигают незабываемой жестокости.

3. «Догвилль» [2003]

«Было бы неправильно называть «Догвилль» фильмом, о котором я постоянно думал во время съёмок «Мидсоммар», но он оказал бессознательное влияние, потому что то, что картина режиссёра Ларса фон Триера делает с катарсисом, — это то, что я хочу сделать с катарсисом в фильме жанра фолк-хоррор — я хочу, чтобы он принёс радость, и я хочу, чтобы финал был захватывающим и приятным для зрителей. И в то же время я хочу, чтобы он представил нечто сложное, с чем вам придётся бороться».

4. «Цвет граната» [1968]

Яркие и сказочные фильмы советского кинорежиссёра Сергея Параджанова, с другой стороны, гораздо более активно упоминались во время создания «Мидсоммар».

5. «Тени забытых предков» [1965]

Режиссёр Ари Астер показал художнику-постановщике Хенрику Свенссону «Цвет граната» и «Тени забытых предков», прежде чем съёмочная группа приступила к двухмесячному процессу строительства отдалённой шведской деревни, где разворачивается большая часть фолк-хоррора [десять зданий и тропинка через лес].

Съёмка сцены «Тайная вечеря» проходила в поле за пределами Будапешта, где Ари Астер контролировал возведение деревни с нуля. По словам режиссёра, была проделана огромная работа, учитывая невыносимую жару.

6. «Песни со второго этажа» [2000]

Глубина резкости в каждом кадре часто привлекает внимание к фону и к потенциально зловещим ритуалам, пока Дани вместе с друзьями пытаются понять, где они всё-таки находятся. Жуткий характер происходящего, чёрный юмор и жизненно важные акцент истории умело спрятаны Ари Астером в кадрах Павла Погожельского, как будто персонажи отвлекают внимание зрителей от сложных узоров кошмарного сюжета. И никто в истории кино не проводил больше времени, вшивая болезненно уморительные вставки жизни в глубины огромных съёмочных площадок, чем Рой Андерссон.

Оказывается, Ингмар Бергман не единственный шведский режиссёром, творческом которого вдохновлялся Астер: «Рой Андерссон — режиссёр, который действительно важен для меня. Особенно, «Песни со второго этажа». Некоторые из самых масштабных и заполненных персонажами сцен в «Мидсоммар» кажутся забавными отсылками к любимым кадрам Ари Астера из оригинального в своей сюрреалистичности фильма «Песни со второго этажа».

7. «Черный нарцисс» [1947]

Но «Мидсоммар» намного ярче, чем все, что когда — либо делал Рой Андерссон, и Параджанов не был единственным или даже основным, когда дело доходило до поиска правильных цветов для этой маленькой шведской деревни, где жизнь и смерть идут рука об руку. Для поиска ответов Ари Астер обратился к классическим кинокартинам режиссёров Майкла Пауэлла и Эмериха Прессбургера: «Черный нарцисс» и «Сказки Гофмана».

8. «Сказки Гофмана» [1951]

По словам режиссёра, основная цель заключалась в поиске подходящего цветового решения.

9. «Экстаз» [2018]

Ари Астер ранее уже сравнивал «Мидсоммар» с фильмом ужасов 1973 года «Плетёный человек», но особо выделял принадлежность предстоящего релиза к фольклорному хоррору, чем объясняется жуткая атмосфера и наличие пугающих кадров: «Именно поэтому я стараюсь описывать хоррор как сказку. Он не так уж и далёк от «Алисы в Стране Чудес». [«Мидсоммар»] — это психоделический фильм». На это указывают странные ритуалы, с которыми Дани и её друзья сталкиваются в шведской деревне, когда употребляют изменяющие сознание напитки и вещества.

«В «Мидсоммар» я хотел избежать — психоделии образца 1960-х годов, как в той самой стремительной сцене в «Полуночном ковбое». Сам фильм блестящий, но эта часть с вечеринками — очень в духе «Беспечного ездока». Гаспар Ноэ — это тот, кто превосходно поддерживает гнетущие настроения, и для нас самое главное было поддерживать эту атмосферу, потому что симптомы [бэд-трипа] сохраняются в течение длительного времени, и мы не хотели, чтобы они стали неприятными. Я хотел, чтобы зрители могли смотреть на персонажей и не отвлекаться на то, что происходит вокруг них, но если ваши глаза заблудятся, вы увидите, что всё искажается как сумасшедшее».

10. «Спасти зеленую планету!» [2003]

Одна из причин, по которой «Мидсоммар» способен длительное время поддерживать у зрителя симптомы психоделического трипа, заключается в том, что режиссёр обладает искусным даром смешивать различные жанры кинематографа таким образом, что грань между ними исчезает. Вот почему он всегда вскользь упоминал в качестве источника вдохновения современный кинематограф южнокорейских режиссёров, а «Спасти зеленую планету!» режиссёра Чан Джун-хвана назвал лучшим примером, вышедшим за последние 20 лет.