Добавить пост
1 2

Баллы начисляются за вашу активность на сайте Xage.
В дальнешем за счет баллов у вас будет появляться больше возможностей на сайте, плюс автоматическое участие в конкурсах проекта.

Олдскул. Советский детектив

Не только в Европе и США умели снимать хорошие фильмы – в СССР тоже снимали так, что зарубежным мастерам впору бы поучиться, а современным российским режиссерам, кроме одного-двух так и вовсе выучивать наизусть и конспектировать. Сегодня я бы хотел рассказать вам о двух зрелых и терпких как хорошее вино, советских детективах.

Немного жестоких, немного наивных и совсем не пропагандистских – отобраны фильмы конца 80-х. Конечно,  было много штамповки, хорошего такого среднего уровня, к примеру,  по братьям Вайнерам.  Всегда безупречные подтянутые советские милиционеры без пивных животов, проницательные следователи в роговых очках и бандитские «Волги»,  уходящие от милицейских «Жигулей»,  это все равно было раз в десять лучше сегодняшнего наполнения телеканала НТВ. Однако были и жемчужины, настоящие шедевры с крепким актерским составом, и о них-то сейчас и пойдет речь.

1. Холодное лето 53-го (1987 г.)

Последняя роль Анатолия Папанова показала, насколько все-таки это был великий человек и актер, такие, наверное,  рождаются раз в сто лет. Невероятная по своей силе и трагичности роль Копалыча – осужденного советского инженера, робкого и интеллигентного, стремящегося к своей семье, успеть дожить остаток жизни.

В его прекрасном ореоле играет вторую главную роль также несправедливо осужденный Лузга – капитан полковой разведки Валерий Приемыхов, ненавидящий советскую власть, отплатившей такой ценой за его кровь и героизм. Тем не менее, когда до желанной свободы совсем близко, на деревеньку-поселение нападают озверелые зеки, и эта пара становится единственными защитниками простых людей.

На дворе 1953, страну только начало отпускать от ВОВ и сталинских репрессий, миллионы несправедливо осужденных людей выходят на свободу.  «Эх, успеть пожить бы по-человечески»,  - вздыхает герой Папанова и все равно берет оружие трясущимися старческими руками, уже заранее зная исход неравной борьбы.

Как тогда бы не сказали, саундтрек в фильме просто монументальный, он идет по-поступающей от начала к середине фильма, а в конце своей красотой и трагичностью заставит проронить скупую слезу даже самых черствых мужчин. Фильм берет за живое невероятной атмосферой непролазной глуши сибирской деревни.

Выписаны очень сильные музыкальные сцены, пейзажи русских избушек и сараев, и людей, которых бьешь, а они становятся только крепче. Нельзя также и сказать что этот фильм бенефис только двух центральных актеров.  Остальные персонажи также детально выписаны – умела же это советская режиссура.  Глупые сельские бабы, боязливые советские мелкие начальнички, матерые уголовники, бездумные и жестокие. В целом фильм тяжелый, бесконечно тяжелый, но на все сто достоин просмотра, просто чтобы знали и помнили.

2. Первая встреча, последняя встреча (1987 г.)

И снова 1987 год, СССР уже начал медленно заваливаться на бок, а режиссер Виталий Мельников выдал отличнейший исторический детектив. Для начала просто перечислю нескольких актеров, если вы слишком молоды и не любознательны, попросите старших объяснить вам кто все эти люди: Олег Ефремов, Юрий Скоробогатов, Леонид Куравлев, Иннокентий Смоктуновский, Юрий Богатырев, Борис Плотников, Сергей Шакуров.

Страна опять на пороге большой катастрофы – Первая мировая война наступит уже вот-вот. Студент – юрист Петр Чухонцев расследует убийство русского Кулибина – странноватого гения Куклина.  Фильм настолько пророческий и трагичный что просто поражаешься, не было ли у режиссера машины времени – он на пороге заката одной империи снимает про гибель другой.

Великолепный романс «Утро туманное» и немного восторженный и юный главный герой сливаются как бы воедино и на голом юношеском энтузиазме расследуют государственной важности дело, распутывают немецкий промышленный шпионаж в преддверии великой войны. Красоты мрачного нуарного Петербурга сняты в лучших традициях детектива, темные дворы и улочки, грозовые тучи и лиричная музыка…

Если предыдущий фильм -  суровое лицо человеческого подвига, то эта картина – трагичная лиричность, тоска по Родине, которая опять попадет в беду. Шикарный актерский состав настолько, выражаясь по-модному, «тащит», что просто мог бы молчать весь фильм, и все равно бы он смотрелся на одном дыхании, вы просто еще раз вчитайтесь в имена.