Олдскул. Хорошее кино про плохих парней
Пока с экранов кинотеатров на нас сыплется в основном одна монтажная шелуха и «экшон», сдобренный компьютерными спецэффектами, в рамках этой рубрики снова попытаемся выискать старое интересное шедевральное кино, которое теперь не часто увидишь в «Избранном», в закачках, которое не предложат посмотреть девушке в субботу вечером.
Но, тем не менее, оно есть, его снимали и играли в нем гениальные люди, и оно по-прежнему цепляет.
«Полуночный экспресс» (1978 г)
Погуглив в интернете, вы, скорее всего, наткнетесь на большинство ссылок с ужастиком 2008 года с Винни Джонсом, и уж так вышло, что и этот фильм я тоже смотрел. Сказать что-то плохое или хорошее я не смогу, потому что смотрел его вполглаза, ночью, борясь со сном, потому что нужно было не спать. Однако тот фильм, о котором я собираюсь рассказать, фильм 1978 года – гораздо глубже.
Основан он на реальной истории молодого человека, который занимался контрабандой легких наркотиков, попался в Турции и ощутил на себе весь ужас турецкой судебной системы. Фильм получил большой резонанс в то время - турецкие власти посылали ноту протеста, прокат побил затраты, а саундтрек и сценарий получили «Оскар».
Само кино о тюрьме и тюремном заключении, оно как правило «на разрыв», до боли в сердце, до наворачивания слез на титрах. Когда еще «Побег из Шоушенка» не был снят, Алан Паркер уже сделал кино, в котором страдания человека за решеткой лишь красная нить в основном полотне, где описывается давление целой системы, государства, на отдельно взятую личность.
Где жизнь человека не ценится, где достоинство унижается, где за нарушение дается несоизмеримо высокая цена. Фильм смотреть надо, чтобы не потерять себя, перестать ныть о том, как мне тяжело. Посмотреть на нескончаемый поток насилия, унижений, жестокости, притом все это не подано в духе российской «чернухи».
Скорее все-таки тот самый «шоушенсковский дух», отлично оттеняемый замечательным саундтреком и проникновенной игрой главного героя. Притом очень сильно прописана сама идея названия. «Экспресс» на тюремном жаргоне значит побег, ночной побег, отчаянная последняя надежда вырваться из ада.
Убежать, скрыться, изменить свою жизнь. Когда смотришь за переживаниями людей, которые отрешились от всего, тянутся и живут только ради этой надежды – это действительно очень сильно. Ты понимаешь, что тут сидят плохие парни, но все же ничто человеческое им не чуждо.
Злые улицы (1973 г)
Назовите навскидку фильмы с великим Робертом Де Ниро? Вспомнятся «Знакомство с родителями», «Однажды в Америке», «Неприкасаемые» , «Славные парни», «Схватка» ну кто-то еще может назовет «Ронин», где он сыграл умопомрачительный по харизматичности дуэт с Жаном Рено.
Однако его первый, дебютный фильм в гангстерском амплуа, которое потом станет его визитной карточкой, первый фильм в котором два гения – Скорсезе и Де Ниро найдут друг друга, вспомнят немногие, а зря. Фильм не просто хорош, фильм уникален для своей эпохи. Помимо Де Ниро в этом фильме также сыграл молодой Харви Кейтель, сыграл друга главного героя, который обязан спасти его, не дать опуститься в пучину криминала в кварталах знаменитой Маленькой Италии.
Сейчас делать фишку с закосом под документальное кино, с прыгающей камерой и нарочито плохим освещением не редкость, однако у Скорсезе это вылилось в эффект полного присутствия. Герои как будто принимают зрителя в свою компанию, обращаются к камере, и вы путешествуете с ними везде: по кварталам, в уличных разборках, при сценах секса в борделях и дружеских попойках.
Мало сказать что фильм атмосферный, чувствуется как режиссер, для которого это была первая по-настоящему серьезная работа, буквально оттачивал каждый кадр. Скорсезе потом скажет, что пересматривает этот фильм очень редко, настолько много сил и нервов было положено на эту картину.
Если вы любите кино о мафиози, то приготовьтесь смотреть картину о мафии, но с необычайным антуражем, стилем проникновенности, меланхоличности и напряженным сюжетом. Как всегда безупречный саундтрек который нагнетает, берет вас за душу и держит до финальной сцены.
Безбашенный злой Джонни (Де Ниро), который в своем максимализме хочет пробраться наверх мафиозной пирамиды, его преданный друг Чарли (Харви Кейтель) который уже немного вкусил власти, осознал порочность пути, стал религиозен и пытается спасти Джонни и себя, через его спасение. Криминальный порочный Нью-Йорк, итальянская горячность, пистолеты и девушки – все это будет подано под самым изысканным соусом.
Лучший комментарий