Добавить пост
1 2

Баллы начисляются за вашу активность на сайте Xage.
В дальнешем за счет баллов у вас будет появляться больше возможностей на сайте, плюс автоматическое участие в конкурсах проекта.

Светлана Алексиевич о том, как мини-сериал HBO полностью изменил восприятие катастрофы на Чернобыльской АЭС

Светлана Алексиевич, ставшая лауреатом Нобелевской премии по литературе с формулировкой «за её многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время», закатила глаза, когда создатели «Чернобыля» обратились за разрешением использовать материал из её книги «Чернобыльская молитва. Хроника будущего» для мини-сериала HBO. Как бы то ни было, совместный проект HBO и Sky Limited о трагической катастрофе и последствиях аварии на Чернобыльской АЭС удостоился восторженных отзывов как критиков, так и телезрителей, и Светлана Алексиевич не исключение.

«Мини-сериал «Чернобыль» действительно впечатлил меня. Это очень сильный фильм. Есть нечто такое в эстетике, что затрагивает современное сознание. Присутствует доля страха. Есть рассуждения. Присутствует и красота. Это то, что всегда беспокоило меня в зле, когда не такое открытое зло, когда много всего сбивает с толку», — рассказала Светлана Алексиевич в недавнем интервью белорусской службе «Радио Свобода».

«Чернобыль» — это не мини-сериал о катастрофе. Это история о людях, которые пожертвовали собой, чтобы спасти Европу от невообразимой катастрофы

По словам автора книги «Чернобыльская молитва. Хроника будущего», граждане Беларуси, которые сильно пострадали от радиоактивных осадков, разлетевшихся в воздухе после взрыва на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, увидели реальный масштаб трагедии. «Сейчас мы наблюдаем новый феномен: беларусы, которые серьезно пострадали и думали, что многое знают о трагедии, полностью изменили восприятие [катастрофы] на Чернобыльской АЭС и интерпретируют эту трагедию совершенно по-новому. Авторам [мини-сериала «Чернобыль»] удалось достичь этого, хотя они из совершенно другого мира — не из Беларуси, и даже не из нашего региона», — пояснила Светлана Алексиевич.

Она также похвалила выбор Йохана Ренка в качестве постановщика: «Режиссёр — швед по национальности. И у шведов особенно глубоко закреплено осознание [важности] окружающей среды», — отметила Светлана Алексиевич.

Книга «Чернобыльская молитва. Хроника будущего» получила высокую оценку от создателя, сценариста и продюсера мини-сериала «Чернобыль», Крэйга Мазина: «Я черпал исторические факты и научную информацию из многих источников, но за поиском красоты и скорби я всегда обращался к «Чернобыльской молитве. Хронике будущего» Светланы Алексиевич».

Книга белорусской журналистки Светланы Алексиевич, посвящённая аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, описывает психологическую и личностную трагедии, а также исследует впечатления людей, и то, как катастрофа повлияла на их жизни. В 2015 году Алексиевич стала лауреатом Нобелевской премии по литературе.

От старинной мебели советской эпохи и мусорных баков до одежды того времени, мини-сериал «Чернобыль» удостоился высоких оценок за невероятную точностью в деталях и пронзительные диалоги, записанные Светланой Алексиевич со слов очевидцев крупнейшей техногенной катастрофы в истории человечества: «[Многое из текста книги] — показано в реакциях людей [в мини-сериале]. Например, когда люди стоят на мосту и любуются пожаром. Это первые впечатления после аварии [на Чернобыльской АЭС]. Режиссёр даже признался, что всё это было взято из книги [«Чернобыльская молитва. Хроника будущего»]. У меня с ним контракт и все авторские права соблюдены».

Некоторые предположили, что при создании Ульяны Хомюк, физика из Института ядерной энергетики АН Белорусской ССР, стремящейся раскрыть правду о катастрофе, создатели «Чернобыля» вдохновлялись Светланой Алексиевич. Впрочем, авторы мини-сериала уже признались, что вымышленный персонаж является собирательным образом всех учёных, так или иначе принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. «Я не думаю, что они писали Хомюк с меня. [Эймунтас] Някрошюс [советский и литовский театральный режиссёр] перед смертью поставил пьесу «Цинк» по мотивам [моих романов]. Я была якобы главной фигурой, но она была абсолютно не похожа на меня», — пояснила Алексиевич.

По её словам, наличие в мини-сериале женщины в качестве центрального персонажа, противопоставленного Валерию Легасову, имело смысл: «В фильме была потребность в центральном персонаже, женщине, — может быть потому, что они взяли это ощущение женственности из моего мировоззрения. Для меня это очень важно. Во всех моих книгах очень много женщин-героинь — и не только в книге «У войны не женское лицо» [в документальной книге Светлана Алексиевич собрала рассказы женщин, участвовавших в Великой Отечественной войне]. Эта связь с живым. Женщина обладает чрезвычайно пронзительной способностью обнаруживать взаимосвязь вещей. Поэтому, наверное, нужна была женщина, не только Легасов. Если бы было двое мужчин, не было бы никакой истории. Они представили женщину, и с мужчиной и женщиной вы получаете два мировоззрения. Это очень интересно».

На вопрос о некоторых неточностях в мини-сериале «Чернобыль», которые подверглись жёсткой критике, Алексиевич ответила белорусской службе «Радио Свобода»: «Во-первых, это художественный фильм и автор имеет полное право на собственную интерпретацию и понимание вещей. Но они [критики] говорят: «Этот министр был толстым, в возрасте, а здесь он молодой». Или наоборот. Или окна были другими. Если хотите рассуждать таким же образом, то если взглянуть на знаменитый фильм «Броненосец «Потёмкин» Сергея Эйзенштейна, где детская коляска летит вниз по ступенькам, то какой-нибудь матрос Железняк скажет, что такого рода революции никогда не было».

Светлана Алексиевич отметила, что даже российские средства массовой информации поначалу положительно отзывались о мини-сериале HBO и Sky Limited: «... потом, видимо, был окрик из Кремля, и они [российские СМИ] вдруг стали очень патриотичными. Потом появилась новость о скором выходе в России собственного сериала о Чернобыле, в котором «наши» агенты ловят какого-то американского шпиона на электростанции. Когда я читала это, то думала: «Боже мой, прошло 30 лет, и неужели ничего не изменилось в сознании?».

Несмотря на первоначальные сомнения, Алексиевич убеждена, что кабельному телеканалу HBO удалось создать классический мини-сериал с серьёзным посылом, который должен быть услышан: «Самое главное, я бы хотела, чтобы люди смотрели и думали. Думали о том, в каком мире мы оказались с такими угрозами. А их всё больше и больше. Искусственный интеллект. Роботы. Это совершенно новый мир».

Тридцать три года назад, 26 апреля 1986 года, на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел взрыв, который полностью разрушил реактор. Для ликвидации последствий аварии были мобилизованы значительные ресурсы, в том числе более 600 тысяч человек. Власти эвакуировали более 120 тысяч человек, в том числе 43 тысячи из Припяти. В течение первых трех месяцев после аварии погиб 31 человек. Высокие дозы облучения людей, в основном из числа аварийных работников и ликвидаторов, послужили или могут послужить причиной четырёх тысяч дополнительных смертей от отдалённых последствий облучения.