Как стать сценаристом?
Легко ли - стать настоящим сценаристом? Есть мнение, что проще написать сотню книг, чем один сценарий. Преувеличение, но правила знать необходимо - и иметь немалый талант.
Данная статья появилась из порыва в какой-то из дней, что наверное было бы интересно написать свой сценарий. Но как это сделать? И куда его потом девать? С какого бока приступить к данной затее? Ответы на все эти вопросы и собраны для вас в продолжении.
Среди американских обывателей бытует шутка, что у каждого парикмахера в кармане лежит сценарий. Сказка - ложь, да в ней намёк. Чтобы стать сценаристом который будет реализован, нужно соблюдать два условия:
- Написать готовый сценарий.
- Найти сговорчивого продюсера.
Не повторяйте ошибки предшественников
Понятия: "сценарий" и "проза" - принципиально разные. Режиссёр снимает картину для зрителей, обращаясь к двум органам чувств: зрению и слуху. На корню отметаются мысленные чувства героя, рассуждения (за редким исключением), личностные оценки.
Рассмотрим пример
"Унылый бюрократ, стоя возле подоконника в кабинете, с безразличным видом поливает тощий кустик в горшке, в мыслях кляня ненавистного директора."
Нет, нет и ещё раз нет - сценарий обречён отправиться в мусорку. С таким материалом работать нельзя. Превращаем в сценарий, на выходе получаем.
"Человек с унылым лицом поливает тощий кустик в горшке".
Как показать зрителю незримое?
“Кабинет. Заваленный бумагами и канцелярскими принадлежностями стол. Портрет с надписью "директор". Человек в поношенном костюме поливает кустик в горшке, взгляд устремлен на картину, вода из лейки проливается на подоконник, губы шепчут: ненавижу”.
Зритель самостоятельно делает требуемые выводы. Крайне не рекомендуется расставлять акценты камер, советовать актёрам подробные планы действий. Это заметно снижает шансы получить одобрение. Почти весь сценарий - общие штампы. Задача сценариста: точно и лаконично описать происходящее. Детали прорабатываются постановщиками и актёрами.
Сюжет. План. Проработка.
Дилетанты считают, что достаточно начать текст – а там что-то, да получится. Так делать не следует - перед созданием сценарием должен быть составлен план всех основных событий. Сценарий начинается с идеи. Человек что-либо делает. Главный герой получает цель и мотивацию её добиться. Идея готова? Пора строить опорные пункты сюжета:
- Экспозиция. Начало фильма. Единственный шанс заинтересовать зрителя, познакомить местом действий и главным героем. Успешность фильма в немалой степени определяется глубиной отождествления зрителя с главным героем. Не следует нагружать сцену биографическими данными, деталями характера, суетливыми действиями. Приветствуются общие штампы: типичный обыватель - парикмахер, механик, таксист... либо человек немалой силы - мастер боевых искусств, лидер серьёзной организации, человек с неординарным интеллектом. Важно показать героя в привычном быту.
- Первая поворотная точка. Происходит нечто, что полностью разрушает привычный уклад жизни героя. Появляется мотивация действовать не по заданным шаблонам. Зритель должен получить общее представление о фильме. Развитие событий, жанр. Сценарист обязан учитывать категорию зрителей и учесть их интересы.
- Второй акт. Нарастающая лавина препятствий. Планомерное обострение проблем – зритель остаётся в напряжении. Герой ценой немалых усилий преодолевает препятствия. Время удивить зрителя, развернуть сюжет с ног на голову.
- Мидпойнт. Главный злодей - жертва обстоятельств, друг - предатель, проблема – незначительна перед более глобальной, цель героя - ошибочна.
- Второй акт. Часть вторая. Герой вновь преодолевает препятствия. Добирается до источника проблем.
- Финальная битва. Смертельная битва с человеком, причиной катаклизма, угрозой мирового уровня. Главный герой может выйти победителем, сломить проблему ценой собственной жизни, либо проиграть. Важно оставлять героя в безвыходном положении до последних мгновений. Если герой выживает - обязано быть логическое объяснение. Спасательная верёвка, появляющаяся в кадре раньше. Зритель должен почувствовать: как же, как же я раньше не сообразил?
Почти беспроигрышный вариант сценария готов. Теперь предстоит самый и сложный и долгий этап - найти продюсера. План действий давно обкатан и широко известен:
- Копии сценария отсылаются во все кинокомпании и телестудии.
- Друзья, знакомые перетряхиваются на возможность знакомства с продюсерами.
- Копии сценария отправляются во все конкурсы, любые мероприятия, где бывают продюсеры.
- Исследуются социальные сети - продюсеры там водятся в солидном количестве, но редко соглашаются читать сценарии.
Эффективны конкурсы сценариев, куда продюсеры самостоятельно приходят, будучи готовы платить за зацепившую работу. Выложить свой труд можно на следующих ресурсах:
Интересным вариантом является известная биржа сценариев http://ezhe.ru/vgik/
Прелесть данного ресурса заключается в том, что можно не только продать свой текст, но и найти заинтересованных в сценаристах людей – получить готовенький заказ на исполнение работы.
Все пункты опробованы? Тогда остается только искать новые варианты и ждать. Иные сценарии могут внезапно оказаться одобренными даже спустя год после подачи заявки. Залог успеха - талант, терпение и безграничное упрямство.
Лучший комментарий