Граффити и игры, или поиски уличного искусства в 19 снимках Марты Купер
Если наткнетесь на женщину небольшого роста с седыми волосами и фотокамерой, стоящую в переполненном вагоне метро, не стоит ей предлагать своё место. «Мне это не нравится. Вы серьезно? Разве я похожа на человека, которому нужно присесть? Это любезно, но и немного оскорбительно», — так ответит 74-летняя Марта Купер. Она точно знает, что делать в метро. В 1980-х годах она решилась заглянуть в мрачные туннели с тем, чтобы запечатлеть молодых художников — писателей, как они предпочитают себя называть — во время раскрытия их потенциала. Документальная серия революции стрит-арта сделала Марту, пожалуй, самым известным фотографом жанра, наряду с Генри Чэлфантом, который работал с ней над книгой под названием «Искусство подземки».
Впрочем, работа Марты Купер выходит далеко за эти рамки — начиная от уличных игр до «первой леди граффити» и жизни в юго-западном округе Балтимора. Запечатленные на снимках сюжеты могут показаться разнообразными, но все их связывает одно — Марта применяла знания, полученные в области этнологии во время учебы в Оксфорде, чтобы показать особенности уличной субкультуры.
Она познакомилась с миром граффити в 1970-х годах, когда фотографировала детей, играющих на Нижнем Ист-Сайде. На тот момент Марта Купер работала в New York Post и остановилась, чтобы сфотографировать играющих детей, используя последние кадры пленки, прежде чем отправиться в фотолабораторию газеты. Однажды мальчик предложил познакомить её с граффити-художником. И он не преувеличивал — мальчик познакомил Марту с Донди, который представил ей граффити-сцену и позволил Марте сопровождать его во время вылазок в метро.
Не все пассажиры разделяли страсть Марты Купер к выразительной форме уличного искусства, воспринимая граффити в качестве актов вандализма. Впрочем, некоторые молодые стрит-арт-художники — Crash, Lady Pink и Mare — заработали неплохую репутацию, начали путешествовать и представлять свои работы по всему миру.
© Martha Cooper/Steven Kasher Gallery
Пара с огромным бумбоксом в Нью-Йорке, 1983 год.
© Martha Cooper/Steven Kasher Gallery
Брейк-данс в Верхнем Вест-Сайде, 1983 год.
© Martha Cooper/Steven Kasher Gallery
Граффити на поездах метро линии Нью-Лотс. Восточный Нью-Йорк, Бруклин, 1980 год.
© Martha Cooper/Steven Kasher Gallery
Lady Pink, получившая прозвище «первая леди граффити», в вагоне метро одной из линий метро в Гарлеме, 1982 год.
© Martha Cooper/Steven Kasher Gallery
Дикий стиль в граффити Duster Lizzie, Бронкс, 1982 год.
© Martha Cooper/Steven Kasher Gallery
Dondi, настоящее имя которого Дональд Джозеф Уайт, рассматривает фотоальбом в окружении друзей. Восточный Нью-Йорк, 1979 год.
© Martha Cooper/Steven Kasher Gallery
Пробежка по крыше поезда, Бронкс, 1983 год.
© Martha Cooper/Steven Kasher Gallery
Shy 147 дурачится на разбитом поезде. Бруклин, 1981 год.
© Martha Cooper/Steven Kasher Gallery
Кит Харинг расписывает стену на перекрестке улиц Хьюстон и Бауэри. Нижний Ист-Сайд, 1982 год.
© Martha Cooper/Steven Kasher Gallery
Мемориальная стена Джессики Мартинез, созданная группой стрит-арт-художников из Бронкса [Nicer, BG183 и Bio]. Бронкс, 1992 год.
© Martha Cooper/Steven Kasher Gallery
Мужчина читает газету на платформе, рядом с вагоном «Ли» на 180-й улице. Бронкс, 1980 год.
© Martha Cooper/Steven Kasher Gallery
Двое полицейских патрулируют метро. Бронкс, 1981 год.
© Martha Cooper/Steven Kasher Gallery
Мальчик с голубем и две девочки в соседнем окне. Хьюстон-Стрит, Нижний Ист-Сайд, 1978-1980 годы.
© Martha Cooper/Steven Kasher Gallery
Мужчина с зонтом перепрыгивает через снежную слякоть. Верхний Вест-Сайд, 1978 год.
© Martha Cooper/Steven Kasher Gallery
Мальчик рисует мелом слово «Сова». Нижний Ист-Сайд, 1978 год.
© Martha Cooper/Steven Kasher Gallery
Мальчики строят дом на пустыре. Нижний Ист-Сайд, 1978-1980 годы.
© Martha Cooper/Steven Kasher Gallery
Девочка собирается нырнуть в воду. Кони-Айленд, Бруклин, 1978-1980 годы.
© Martha Cooper/Steven Kasher Gallery
Девочки танцуют под диско-музыку, доносящуюся из бара, рядом со стеной с граффити. Нижний Ист-Сайд, 1978 год.
© Martha Cooper/Steven Kasher Gallery
Мальчик прыгает на матрацы с пожарной лестницы. Нижний Ист-Сайд, 1978-1980 годы.
За последние 10 лет Марта Купер совершила около 200 поездок в Балтимор, где купила дом и начала снимать окрестности юго-западного округа. «Я хотела уйти от идеи быть граффити-фотографом. Я старалась, чтобы никто на юго-западе Балтимора не знал, что я снимаю что-то ещё. Но граффити-художники всё равно находят меня. Трудно оставаться инкогнито», — заключает Марта Купер.
Лучший комментарий