Не расслабляйтесь. Дискомфорт это новое удобство
Чтобы остановить человечество от превращения в бесполезные, эгоцентричные мыльные пузыри, некоторые дизайнеры отказываются от квестов для облегчения жизни в пользу добавления в нашу жизнь некоторых сложностей. Примером в данном случае служит лифт в Эссене, Германия: когда заходите и нажимаете на кнопку пятого этажа, лифт доставляет на четвертый этаж и советует в качестве небольшого упражнения подняться на этаж выше по лестнице. По словам Маттиаса Лашке, аспиранта Университета Фолькванг в Германии, речь идет о том, чтобы при небольшой интервенции в повседневной жизни человек мог применить иную роль поведения.
«Если бы вы пришли ко мне и сказали, что хотите больше заниматься физической активностью, я бы рекомендовал пробежку. Но человеку нужен самоконтроль, чтобы встать с дивана, дополнительное время. Так же вы должны думать о том, каким именно образом вы хотите увеличить физическую активность», — поясняет Маттиас.
Лифт Intervator
Как выяснили дизайнеры, большинство людей не воспользуется лифтом, если потом нужно будет подняться на один этаж выше по лестнице, поэтому небольшое вмешательство является простым развитием того, что люди могут сделать в любом случае. Кроме того, это отличный способ представить идею в виде новой привычки.
Интервенция является одним из примеров растущего количества дизайнерских продуктов, которые предназначены для того, чтобы подтолкнуть нас сделать лучший выбор в данный момент — даже если этот выбор является немного более неудобным.
Маттиас Лашке называет подобные дизайнерские решения «приятными нарушителями спокойствия» — как правило, они слегка ироничны, смешны и уж точно не раздражают до такой степени, чтобы прекратить их использование. Впрочем, и их можно обойти: если вы не хотите подниматься по лестнице, всегда можно нажать на кнопку следующего этажа...
«Я считаю бесчеловечным заставлять людей делать что-либо. Я также думаю, что люди слишком умны. Когда они понимают, что система хочет того, чего они не хотят делать, через некоторое время люди прекратят ее использовать», — говорит Маттиас.
В качестве другого примера Маттиас Лашке создал ключницу для автомобиля и мотоцикла: если вы возьмете ключ от байка, то ключ от автомобиля упадет, заставляя поднять его и пересмотреть решение. Еще один пример — система для автомобилей, которая воспроизводит звук играющих на площадке детей каждый раз, когда водитель проезжает рядом со школой — напоминание о том, что стоит внимательней следить за дорогой и немного сбавить скорость.
Другие дизайнеры работают над аналогичными подходами к изменению поведения. Например, настольная лампа, которая включается только тогда, когда вы кладете смартфон в нее, помогая таким образом обуздать зависимость от социальных сетей или текстовых сообщений.
В отличие от более традиционных попыток изменения поведения, таких как антиреклама табака или фитнес-браслеты, дизайнерские интервенции работают как раз в момент принятия решения и выбора.
По словам Маттиаса, информационные технологии подскажут ряд шагов, которые необходимо предпринять для того, чтобы сжечь калории. Но подобный подход не поможет в ситуации, когда нужно вести себя иначе. «Когда вы сидите на диване, вам по-прежнему комфортно смотреть телевизор». Если у человека не будет силы воли, то скоро появится диван, который будет физически воздействовать на нас. «Речь идет о предоставлении альтернативы в той или иной ситуации», — заключает Лашке.
Лучший комментарий