10 фильмов про ВОВ, которые не так популярны
В день 9 мая, который посвящен празднованию Великой Победы, мы, как правило, после празднований и торжественных парадов смотрим старые советские фильмы. В этом году, ввиду сложившейся ситуации, просмотр фильмов дома наверняка займет львиную долю праздника, поэтому Xage.ru решил сделать небольшую тематическую подборку.
«В бой идут одни старики», «Офицеры», «Они сражались за родину», «Летят журавли» и разобранный на цитаты сериал «Семнадцать мгновений весны». Эту классику знает каждый, и советовать что-то подобное не имеет смысла. Вместо этого вспомним хорошие фильмы, которые не так часто показывают по телевизору, и которые не приходят нам ум, когда вспоминаешь фильмы о Великой отечественной войне.
1. Отец солдата, 1964
Картина, основанная на реальных событиях - у сценариста Сулико Жгенти, который прошел войну, в отряде был пожилой боец, который трепетно относился к природе, к человеческому труду и стал настоящим отцом всем остальным солдатам. В отличном грузинском фильме судьбу этого человека показал выдающийся грузинский актер Серго Закариадзе. Он прекрасно показал фронтовой путь старого отца, который приехал проведать на фронте сына, а чтобы найти его дошел до самого Берлина.
Фильм ценен, прежде всего, удивительным характером старика-виноградаря, любящего жизнь и одинаково трепетно относящегося к земле и деревьям. Он понимает, что скоро война закончится, и не нужно будет убивать и жечь поля. Старый боец поражает зрителя своей силой духа и простой крестьянской мудростью, а сильный финал никого не оставит равнодушным.
2. Бабье царство, 1968
К сожалению, война была не только на фронте, она была в каждом городе и каждом селе, которые захватил враг. Фильм «Бабье царство» рассказывает о сложной судьбе женщин, которым пришлось взвалить себе на плечи не только народное хозяйство, но и противостоять «новой власти». Когда немецкий комендант деревни и полицаи переходят все границы допустимого, сильная русская женщина Надежда, в исполнении харизматичной Риммы Марковой, объединяет односельчанок для того, чтобы дать решительный отпор.
Фильм показывает такие сцены, которые невозможно смотреть без слез и заставляет задуматься о том, какие тягости и лишения пришлось вынести тем, кто был вынужден противостоять фашизму лицом к лицу в прямом смысле этого слова. Их не разделяли окопы, у них не было оружия, но женщины внесли такой же достойный вклад в дело победы.
3. Великий перелом, 1945
Кино о войне, снятое во время войны – всегда заслуживает отдельного внимания. Да, здесь не так хорошо сняты батальные сцены, страдает визуальное оформление, актеры и массовка зачастую подбирались наспех, да и сам съемочный процесс производился, как говорится, « в условиях военного времени». Но тем и ценна картина Фридриха Эмлера, что снята по «горячим следам». Она рассказывает о Сталинградской битве, ее защитниках и о сложных решениях, принимаемых командованием.
Фильм интересен тем, что посвящен не простым солдатам в окопах, а именно офицерам высшего командного состава. Он показывает быт целой плеяды талантливых военноначальников, образы которых были взяты с реальных людей - Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, Н. Ф. Ватутина, Р. Я. Малиновского, Ф. И. Толбухина. В 1946 году, на первом Каннском международном кинофестивале фильм получил главный приз — «Гран-при».
4. Пядь земли, 1964
Фильм снят по повести фронтовика Григория Бакланова. Тем, кто не любит масштабных исторических полотен, сцен с главнокомандующими и штабными картами, показывающими вехи основных сражений, а войну «от первого лица» - смотреть в обязательном порядке. Без героизма и трагичности, фильм практически поминутно рассказывает о жизни солдат одного подразделения, о каждой пяди земли, пройденной ими.
Многие считают этот фильм про войну «совершенно иным». В нем нет лихих атак, надрыва, в нем не показаны ужасы войны. Однако картина максимально правдиво сможет показать потомкам, как жили простые бойцы день за днем, когда «год войны шел за пять». Простые солдатские шутки, боевые ситуации и быт, которые они налаживали как могли, пока отвоевывали родную землю.
5. Дерзость, 1971
Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич снял остросюжетный фильм про ВОВ. Завязка интригует с самого начала: в 1942-1943 годах под Винницей, фашистами была обустроена так называемая восточная ставка Гитлера — огромный подземный комплекс «Вервольф». В результате сложнейшей операции, советским разведчикам удается раскрыть местонахождение секретного объекта врага.
Главный герой по фамилии Клименко, отчаянно похожий на Василия Ланового, блистательно проворачивает разведывательную операцию, и, внедрившись в самое логово фашистов, передает ценные сведения партизанам. Блистательная актерская игра, драматическая развязка и вечная память тем, кто в 1943 году помог уничтожить этот сверхсекретный комплекс.
6. Иваново детство, 1962
Впечатляющий фильм Андрея Тарковского, который рассказывает о судьбе 12-летнего мальчика. Война ворвалась в его жизнь, и, пережив расстрел сестры и матери, он становится фронтовым разведчиком, с риском для жизни добывая ценные сведения. Сломленная судьба и разрушенное детство перекраивают характер главного героя, и, оставляя зрителю лишь оболочку – тело двенадцатилетнего пацана, показывает нам, как война умеет стирать возраст и как быстро она закаляет мужчин.
Ненависть вместо счастья, желание убивать вместо желания играть и дерзкий вызов в лицо смерти. Картина громко заявила о себе на весь мир и удостоилась «Золотого льва», главного приза кинофестиваля в Венеции.
7. Восхождение, 1976
Картина, рассказывающая о судьбе белорусских партизан, которые попадают в руки к немцам. Один – погибает героем во время пыток, а второй – предает товарищей и записывается в полицаи. Умереть стоя или жить на коленях? Такой страшный выбор во время войны делали миллионы, и этот фильм рассказывает об этом как нельзя лучше – не зря он еле-еле прошел молот и наковальню советской цензуры.
Несмотря на свою тяжесть, фильм обязателен к просмотру, в нем нет откровенно шокирующих сцен по меркам военных картин. Яркий, потрясающий и очень пронзительный сюжет погружает зрителя целиком, и по окончании просмотра невольно примеряешь на себя судьбу двух главных героев, задаваясь вопросом о собственном выборе в подобной ситуации. «Восхождение» стало первым советским фильмом, удостоенным «Золотого медведя», высшей награды кинофестиваля в Берлине.
8. Дважды рожденный, 1983
Остросюжетный военный фильм, который рассказывает о судьбе молодого парня Андрея Булыгина. Молодой новобранец рвется на фронт, и когда в военкомате удовлетворяют его просьбу, то он несказанно радуется. Он получает назначение в пехоту Северного флота, но не на боевой крейсер и не на передовую. Все гораздо прозаичнее – его назначают перевозчиком на лодку, которая должна доставить раненых обратно в тыл. Его огорчает то, что он отправляется обратно с фронта, но судьба и не думает оставлять его в покое. На лодку нападают – экипаж топят, а Андрей оказывается один на один с суровой природой и немецкой авиацией, которая пытается добить непокорного русского бойца.
Картина смотрится на одном дыхании и отчаянно напоминает рассказы Джека Лондона. Прекрасно показанная природа, сила воли, несгибаемый характер, хорошая актерская игра. Фильм, крайне редко показываемый по центральным каналам и обойденный наградами, однако весьма достойный и обязательный к просмотру.
9. Мы смерти смотрели в лицо, 1980
1942 год. Борис Корбут, герой, чьим прототипом стал Аркадий Орбант, возвращается в измученный, истерзанный войной Ленинград. До войны он работал балетмейстером во Дворце пионеров. Теперь он должен выполнить задание, порученное ему политотделом, — собрать танцевальную группу для агитвзвода. Блокадный город, испытывающий проблемы с продовольствием, находится на грани жизни и смерти, и танцы – дело далеко не первой важности.
Однако, помня о своей миссии, и находя в этом незримый отпор врагу, он, несмотря на ранение, полученное на фронте, не дает себе расслабиться ни на минуту. Искусство должно жить даже во время войны, чтобы лечить души людей – таков основной посыл этого фильма.
10. Жаворонок, 1964
Фильм, основанный на реальных событиях. Действие происходит в глубоком тылу нацисткой Германии, где немцы улучшают качества своих бронебойных орудий, испытывая их на захваченных в качестве трофеев советских танках. Комплектуя их советскими военнопленными, немцы разыгрывают учебные бои, однако одному экипажу военнопленных удается бежать прямо на танке.
Три советских бойца, среди которых есть механик-водитель Иван и боец французского Сопротивления, пробивает себе путь через немецкие города, по пути встречая угнанных в рабство женщин и нанося удары по врагу. Фильм показывает героизм тех, кто остался несломленным даже в фашисткой неволе, и до последнего вздоха продолжал борьбу, используя даже мизерный, кажущийся призрачным, шанс.
Лучший комментарий