Добавить пост
1 2

Баллы начисляются за вашу активность на сайте Xage.
В дальнешем за счет баллов у вас будет появляться больше возможностей на сайте, плюс автоматическое участие в конкурсах проекта.

Как научная фантастика представляла колонизацию Солнечной системы

Сегодня Илон Маск собирается объявить детали амбициозной цели основанной им компании Space X — колонизации Марса. Глава SpaceX никогда не уклонялся от влияния научно-фантастической литературы на главные аспекты его предприятий, а также на собственные взгляды на мир. Кроме того, колонизация Солнечной системы и объектов за ее пределами всегда были неотъемлемой частью научной фантастики. Существует бесчисленное количество произведений о храбрых колонизаторах и исследователях, делающих все возможное для укрепления позиций человеческой расы во Вселенной. Основатель SpaceX неоднократно заявлял, что хочет убедиться в том, что у человечества есть резервный план на случай катастрофического происшествия, грозящего исчезновением жизни на Земле.

Красная планета

Авторы научно-фантастических произведений веками рассматривали Марс в качестве точки колониального назначения — задолго до того, как были описаны основные проблемы полета и пребывания человека на Красной планете: высокий уровень космической радиации, сильные колебания температур, метеоритная опасность, низкое атмосферное давление, а также ряд физиологических проблем. Работы таких авторов, как Эдгар Райс Берроуз [«Искусственные люди Марса»], Кэтрин Люсиль Мур, Ли Брэкетт [«Марсианский гладиатор»] и Рэй Брэдбери [«Марсианские хроники»], сравнивают поселения людей на Марсе с Диким Западом.

Лучшим детальным описанием терраформинга [изменение климатических условий планеты для приведения атмосферы, температуры и экологических условий в состояние, сравнимое с жизнью на Земле; термин был придуман Джеком Уильямсоном в научно-фантастической повести, опубликованной в 1942 году в журнале Astounding Science Fiction] Марса служит «Марсианская трилогия» Кима Стенли Робинсона, названия каждого из томов которой — «Красный Марс» , «Зеленый Марс» и «Голубой Марс» — характеризуют изменения планеты в ходе человеческой колонизации. Утопичная трилогия сосредотачивается на эгалитарных, социологических и научных достижениях, сделанных на Марсе, в то время как Земля страдает от перенаселения и экологической катастрофы. Трилогия разделяет некоторые общие черты с вышедшим в 2012 году романом «2312». «Марсианская трилогия» описывает рассвет обитаемого Марса в течение нескольких столетий, исследуя социальные и политические последствия этого мира и его отношения с родной планетой человечества.

Еще одним хорошим примером является серия «Пространство» Даниэля Абрахама и Тая Френка, выпустивших произведения под псевдонимом Джеймс Кори. И хотя эта серия явно не о колонизации Солнечной системы, она играет существенную роль, так как обитаемые планеты становятся серьезными политическими игроками. Кори действительно выходит за рамки Солнечной системы: четвертая книга серии, «Пожар Сиболы», повествует о далеком, пригодном для жизни мире, где группа поселенцев пытается основать колонию на, как оказывается, крайне опасной планете.

Однако наиболее реалистичное описание колонизации Марса можно найти в третьей части трилогии «Красный» Линды Нагаты, «Уход в темноту». Научно-фантастическая серия с уклоном в милитаризм исследует растущую пропасть между богатым суперклассом и обычными жителями Земли. К концу серии Нагата называет зарождающую колонизацию Марса полным безрассудством, инициированным избранными в качестве способа избежать решения проблем на Земле.

Легко понять, почему Марс является таким привлекательным для писателей-фантастов: с точки зрения космического расстояния, планета находится достаточно близко для совершения путешествий, но достаточно далеко, чтобы не беспокоиться о прямом вмешательстве с Земли; на Марсе есть ресурсы, необходимые для колонии — вода и элементарная атмосфера, которых нет на Луне; плюс ко всему, вы не умрете мгновенно на поверхности от давления, как на Венере.

За пределами Солнечной системы

Марс и другие планеты Солнечной системы, конечно, не единственные примеры мест, где в мире научной фантастики человечество установило флаг. С недавними открытиями, в том числе возможной обитаемости экзопланеты Проксима b, мысль о человечестве, покоряющем близлежащие звезды, кажется немного более вероятной [при условии, что решен вопрос космических расстояний].

Пожалуй, лучшим примером межпланетной колонизации является роман под названием «Койот» и его сиквелы Аллена Стила. В книге Соединенные Штаты становятся деспотическим режимом, и группа диссидентов крадет космический корабль для колонизации луны, известной как Койот. На протяжении всей серии Стил рассматривает основные трудности основания колонии во враждебном мире с инопланетной биологией, а также политические процессы, которые сопровождают воссоздание общества вдали от Земли. Еще одна интересная книга Аллена Стила, «Аркрайт», показывает, как люди могли бы создавать межзвездные корабли и колонизировать далекие планеты.

Вышедший в 2015 году роман «Аврора» Кима Стенли Робинсона предоставляет реалистичный взгляд на путешествия человека к другим планетам. В этом произведении Робинсон затрагивает такие темы, как проблемы жизни на борту корабля, искусственный интеллект и возможность межзвездных путешествий.

В центре новеллы «Слово для леса и мира одно» Урсулы Ле Гуин, получившей в 1973 году престижную премию «Хьюго», — сложная материя колонизации. В романе человеческая колония поселяется на планете Атши и порабощает местное население мирных инопланетян. После того, как предводитель людей по имени Дэвидсон насилует и убивает жену Селвера, одного из рабов, атшияне начинают восстание и, в конечном итоге, вынуждают людей покинуть планету, но перед этим привнеся в свою культуру насилие.

Истории колонизации имеют более глубокие, сложные корни в рамках научной фантастики. Как правило, эти истории о расширении присутствия человечества в космосе, которое обусловлено либо защитой от вымирания, либо простыми экономическими мотивами. В то время как эти темы присутствуют в теме колонизации Солнечной системы, они, как правило, несут дополнительный этический подтекст. Как сосуществовать с другими видами, которые эволюционировали в этот мир? И хотя Марс не обязательно заселен инопланетными цивилизациями, Илон Маск, безусловно, предпринимает все возможные усилия для того, чтобы в ближайшие десятилетия Красная планета была колонизирована людьми.