Добавить пост
1 2

Баллы начисляются за вашу активность на сайте Xage.
В дальнешем за счет баллов у вас будет появляться больше возможностей на сайте, плюс автоматическое участие в конкурсах проекта.

Архив дня: Редкие полароды со съёмок научно-фантастического эпоса Стэнли Кубрика «2001: Космическая Одиссея»

В официальном Твитере Стэнли Кубрика появились редкие кадры со съёмок фильма «2001: Космическая Одиссея» культового режиссёра, который был занят разработкой 205 спецэффектов для лучшей в истории Голливуда и мирового кинематографа научно-фантастической картины. Изначально выпущенный в ограниченном прокате 3 апреля 1968 года, фильм «2001: Космическая Одиссея» содержит элементы эволюции человека, технологии, искусственный интеллект и внеземной разум.

Несмотря на неоднозначность первоначальных оценок, «2001: Космическая одиссея» приобрела статус культовой, а также была признана критиками, режиссёрами и зрителями одной из величайших и самых влиятельных картин в истории кинематографа. Стэнли Кубрику удалось создать бессмертное в своей универсальности тематическое исследование значения креационизма, религии, внеземного разума и технологий.

Проект зародился в середине 1950-х, когда Стэнли Кубрика впервые посетила идея снять фильм о космосе. Его особенно привлекала классическая для научной фантастики тема внеземных цивилизаций — он даже придумал эпизод для «Стрейнджлава», в котором вымершую Землю обнаруживают пришельцы. Но и без инопланетян картина получила премию Хьюго за лучший научно-фантастический фильм 1964 года, что, вероятно, укрепило решимость Кубрика вплотную заняться этим жанром. Борьба в космической гонке с Советским Союзом, накалившаяся в эпоху Кеннеди, шла вовсю, и не за горами была высадка на Луну. Публика фактически нуждалась в фильме о космосе. Кубрик намеревался воспользоваться невероятной актуальностью темы и снять реалистичное, технически достоверное кино, поэтому к работе над сценарием он привлёк Артура Кларка, одного из самых почитаемых англоязычных фантастов.

Астроном и палеонтолог-любитель, Кларк обладал внушительными научными познаниями и прекрасным воображением. Он самостоятельно пришёл к идее шаттла и космической станции в виде центрифуги, создающей искусственное гравитационное поле; кроме того, в 1960-е у него был доступ к долгосрочным проектам NASA.

На творчество Кларка, в том числе и на первоначальный сценарий «Одиссеи», называвшейся «Путешествие по ту сторону звёзд», большое влияние оказал британский философ и фантаст Олаф Стэнплдон [1866-1950], автор романов о сверхлюдях-мутантах, внеземном разуме и биологической эволюции в гигантских пространственных и временных масштабах. Стэплдоновский «Создатель звёзд» [1937], к примеру, охватывает миллиарды лет — от возникновения мироздания до гибели последней галактики и «полного физического покоя» Вселенной. «Путешествие по ту сторону звёзд» было не столь масштабно, но всё же по своим временным и пространственным рамкам легко заткнуло бы за пояс другие фильмы. Примерно в феврале 1965 года, когда был завершён сценарий, созданный Кларком в соавторстве с Кубриком, режиссёр пригласил консультантами Гарри Ланге и Фредерика Ордуэя, ранее сотрудничавших с NASA. Также Кубрик с Кларком совещались с авторами научно-популярных книг Карлом Сэйганом и заручились дизайнерской поддержкой не только NASA, но и корпораций IBM, Honeywell, Boeing, Bell Telephone, RCA и General Electric в обмен на появление их логотипов в кадре. Рекламная «нагрузка» в фильме обыграна с иронией, хотя технической достоверностью «Одиссея» во многом обязана стараниям дизайнеров перечисленных корпораций. К концу августа 1965-го года сценарий был переработан и переименован в «2001: Космическую Одиссею», а к декабрю того же года пополнился новым материалом.

Кубрик продолжал вносить изменения в сценарий и в процессе съёмок, начавшихся в декабре на студии Shepperton Studios неподалёку от Лондона и в Борэмвуде, где компания vickers Engineering построила гигантское чёртово колесо для сцен в центрифуге «Дискавери». Из-за сложных спецэффектов работа над «Одиссеей» на год отставала от расписания. При монтаже Кубрик вырезал некоторые эпизоды; кроме того, он так прикипел к классической музыке, выбранной для временной озвучки, что решил отказаться от оригинального саундтрека, который заказал композитору Алексу Норту. Эта эклектичная подборка — пассажи из «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса, «Голубого Дуная» Иоганна Штрауса, «Гаянэ» Арама Хачатуряна, «Атмосфер», «Реквиема» и Lux Aeterna Дьёрдя Лигети — впоследствии не раз станет поводом для обсуждений. Музыка будто выставлена на почётное место — возможно, это объясняет, почему открывающий фильм фрагмент из «Заратустры» моментально стал хитом и объектом многочисленных пародий в кино и рекламе.

В разгар работы над фильмом Кубрик решил избавиться от основной массы пояснительного словоблудия и сделать упор на аспекты онейрические и непостижимые — и это решение не было столь уж радикальным, поскольку научные гипотезы о природе Вселенной, в сущности, немногим отличаются от мифов или религиозных преданий. «Одиссея» по-прежнему вызывает восхищение и остаётся произведением более интересным, нежели опубликованный Артуром Ч. Кларком роман на её основе. Возможно, причина успеха кроется в том, что фильм сочетает в себе научную дальновидность с усиленным вниманием к метафизическому, сверхъественному и непостижимому. Как бы то ни было, в интервью Кубрик заявлял, что пытался найти так называемое «научное определение бога». Необходимыми и достаточными условиями божественности, объяснял он, являются всеведение и всемогущество. Таким образом, ХЭЛа, у которого под контролем каждый уголок «Дискавери» и практически все технические функции корабля, можно назвать своего рода утилитаристским божеством. Преображённый астронавт, или Одиссей, который возвращается на Землю в облике младенца, — безусловно, тоже бог в сравнении с обычными людьми. Главный же бог в фильме — конечно, таинственный разум, сотворивший монолит и вмешавшийся в эволюцию. Версия зарождения человечества, предложенная Кубриком и Кларком, несколько отступает от дарвиновской и, уж конечно, далека от иудео-христианской — это светский, научно-фантастический эпос на тему исследования и устройства Вселенной.

Сценарист фильма Артур Кларк однажды сказал: «Если вы умудритесь полностью понять «2001: Космическую одиссею», то мы потерпели неудачу. Мы хотели дать гораздо больше вопросов, чем ответов».

Солнце и полумесяц в первом кадре научно-фантастического фильма «2001: Космическая Одиссея» были символами Зороастризма — одной из древнейших религий, которая предшествовала буддизму и христианству, и была основана на учении пророка Спитамы Заратустры [также известного как Заратустра]. В основе учения Заратустры — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. Это особое центрирование символизировало вечную борьбу между светом и тьмой. Вполне уместно, что знаменитая музыкальная тема «Так говорил Заратустра» — симфоническая поэма немецкого композитора Рихарда Штрауса — была написана под впечатлением от книги «Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше, в которой содержалось заявление: «Бог мёртв». При этом элемент случайности исключается вниманием к деталям и основами методов работы Стэнли Кубрика...