Олдскул. Они сражались не за родину
Сейчас военная тематика сквозит буквально во всех новостях в Интернете. США и Европа обвиняет всех и вся в военных агрессиях и вмешательстве в дела чужого государства, показывая всем как нужно использовать двойные стандарты.
Об операциях вооруженных сил НАТО снято множество фильмов, плохих больше, хороших меньше. Фильмы делятся порой от откровенного треша, с использованием непрофессиональной массовки, до бравурных многомиллионных фильмов про Вьетнам, где обязательно есть взрывающиеся вертолеты, кровь фонтанами и бравый морпех, выкашивающий орды вьетконгонцев из винтовки с бесконечным магазином.
Однако есть и хорошие картины, правдивые, без излишней бравады, чернухи и прочих вещей которыми так изобилуют военные фильмы.
1. «Взвод», 1976
Военный действия во Вьетнаме как они есть, без прикрас от режиссера Оливера Стоуна – человека, который знает про войну не понаслышке, так как сам побывал там и вернулся домой с наградами. Показав пронзительную и трагичную историю одного взвода, режиссер отобразил все категории военных в своем фильме.
Идеально выписав фильм по персонажам, режиссер свел воедино и воинствующих антикоммунистов, которые скрежеща зубами избавляют мир от «красной заразы», и простых, не обремененных интеллектом сельских парней, убивавших хладнокровно и бездумно, или не убивавших если им так велят, и сочувствующих, которые были готовы подраться с командиром, за то, что он пытает мирных жителей.
Фильм бьет по нервам уже с самых первых кадров – толпа зеленых новобранце выскакивает из грузового самолета, и сразу на их место грузят трупы в черных мешках…согласитесь это не может не сбить с ног. Кровавые стычки и засады, смерть близких товарищей выветривают из главного героя - Криса Тейлора дух романтизма и ощущение того, что он все правильно делает.
Грозные джунгли, где опасный противник, обезличенный и звериный подстерегает под каждым кустом, меняет всех парней взвода и каждого по-разному. Кто-то понимает что они захватчики на чужой земле, кто-то звереет и начинает мстить мирным жителям, кто-то просто оказывается слишком слаб и умирает.
Оливер Стоун, кстати, избегает острого политического подтекста, и пафосных призывов умереть за Штаты тут вообще почти не будет. Красной строкой будет проходить нарастающее разочарование Тейлора в его письмах домой, он понимает, что по окончанию этой кровавой резни, ему нечем будет гордиться как солдату.
Фильм также стоит еще смотреть из-за очень правдоподобных батальных сцен. Ветераны Вьетнама дали весьма высокую оценку правдоподобности боевых действий, общей обстановки, ловушкам и фирменным засадам вьетконговцев, так что любителям военного дела я тоже однозначно советую этот фильм.
2. «Битва за Алжир», 1966
Было время, когда этот фильм наделал очень много шуму на кинофестивале в Венеции. Франция, колониальная держава, подмявшая под себя Алжир, была показана агрессором, беспощадным диктатором, угнетавшим алжирский народ. Картина была сразу запрещена там к показу, а в остальной Европе и США на нее обрушились с невиданной критикой.
Итальянский режиссер Джилло Пантекорво снял черно-белое кино с закосом под «фильм по реальным событиям». Показана изнутри борьба за свободу «Фронта национального освобождения», алжирцев, которые хотят избавиться от протектората Франции.
Главный герой, молодой паренек, спортсмен, проходит боевое крещение – столкновение с полицейским патрулем, в котором показывает, что он готов идти до конца. Дальше же его глазами разворачивается перед зрителем картина народной борьбы – каждый дом, каждый магазинчик в городе так или иначе связан с повстанцами и прячет оружие под национальными одеяниями. Французы карают и арестовывают – алжирцы отвечают взрывами и убийством полицейских.
Итальянский режиссер, несомненно, в это фильме симпатизирует алжирцам. Они показаны несколько однобоко – как простые люди с флагами, борющиеся за жизнь своей страны, когда как французы, однозначно показаны врагами. Камера плывет по рабочим кварталам, по домам и рынку алжирцев, где они показаны беззлобными и хорошими людьми, которых просто судьба вынудила идти и взрывать.
Сейчас, это кино смотрится как зрелый артхаус, но посмотреть его просто обязательно. Этот пласт вообще не освещен в России практически никак, и подобных фильмов о борьбе Европы и Алжира снято очень мало. Так что посмотрите, восхититесь реализмом и откройте для себя новое видение мировой истории.
Лучший комментарий