Влияние японского искусства на творчество Винсента Ван Гога
«Ван Гог и Япония» — крупная международная выставка о влиянии японского искусства на творчество художника-постимпрессиониста, которая проходит в Музее Винсента Ван Гога и продлится до 24 июня 2018 года. Музей Винсента Ван Гога отследил 50 работ из экстраординарной коллекции японских гравюр художника, которые никогда ранее не выставлялись на всеобщее обозрение, предлагая ознакомиться с ними в режиме онлайн и даже загрузить их совершенно бесплатно в максимально доступном качестве.
Винсент переехал в квартиру своего брата, Тео, в Париже, в начале 1886 года. Вместе они собрали значительную коллекцию японских гравюр. Вскоре ван Гог начал рассматривать их в качестве примеров изобразительного искусства, равноценных великим шедеврам западноевропейского искусства. Авторы нового исследования подчеркивают, что не знают, насколько большой была коллекция Винсента, но в своих письмах к брату Тео он ссылается на «сотни» гравюр.
«Цветущие ветки миндаля», Винсент ван Гог
Японские художники зачастую оставляли середину своих композиций пустыми и исключали горизонт, в то время как объекты на переднем плане изображались увеличенными. Винсент перенял характерные для японских гравюр визуальные приёмы. Ему нравились необычные пространственные эффекты, яркие цвета, предметы быта, экзотическая и радостная атмосфера, а также внимание — как к деталям, так и к самой природе, которая всегда служила отправной точкой в работах художника-постимпрессиониста.
«Большая волна в Канагаве», Кацусика Хокусай
Винсент ван Гог не просто копировал японские гравюры. На него частично повлиял художник Эмиль Бернар, разработавший новые идеи о направлении изобразительного искусства. Взяв в качестве примера японские гравюры, Эмиль использовал большие области простых цветов и смелых контуров. Вдохновившись его работами, ван Гог начал подавлять иллюзию глубины в пользу плоской поверхности, не забывая о закрученных мазках.
«Портрет мадам Рулен», Винсент ван Гог
Спустя два года Винсент ван Гог уехал из Парижа. Художник отправился в Арль на юге Франции в феврале 1888 года. В дополнение к умиротворённости, ван Гон надеялся найти здесь «наглядность атмосферы» и яркие цветовые эффекты японских гравюр.
«Автопортрет», Винсент ван Гог
Винсент, как и Поль Гоген, считал, что художники должны двигаться в направлении более южных, примитивных регионов в поисках ярких цветов. Именно с этой идеей он и переехал в Арль.
Лучший комментарий