Загадка острова Пасхи
Загадочный остров Пасхи, который вот уже немало лет будоражит умы ученых своими статуями, так до сих пор и не открыл человечеству свою главную тайну. Величественные маои, по сей день так и стоят со своими колоссальными каменными «шапками», на сравнительно небольшом островке, затерянном посреди океана, с чрезвычайно скудно растительностью и почти полным отсутствием деревьев, в окружении своих почитателей - почти первобытного племени.
Первым на остров Пасхи высадился голландский адмирал Якоб Роггевен, который искал Земли Дэвиса. Он не был первооткрывателем, мореплаватели уже знали примерные координаты острова, однако Роггевен первый обнаружил статуи и причалил к острову в день Святой Пасхи – 5 апреля 1722 года.
Выйдя на берег с командой, адмирал увидел, что жители острова развели огромные костры под величественными статуями, которые поражали воображение, ведь моряки и подумать не могли, что это примитивное племя что-либо знало о строительстве, рычагах и веревках. Туземцы называли остров – Рапа-Нуи «Пуп земли».
В 1774 году на остров Пасхи прибыл и знаменитый Джеймс Кук. Он также был изумлен, как племя, не имевшее никаких инструментов, крова, даже простейшей одежды смогли соорудить такие статуи.
Рапануйцы, конечно же, сказали что это дело рук богов, «маои» обладают священной энергией жизни, все наделены силой «северных ветров» и повернуты в ту часть света, за которую являются «ответственными». В то же время, мореплаватели обнаружили в шахтах незаконченные статуи, с явными следами работы человеческих рук, примитивные зубила из туфа и каменные топоры, позже найденные в шалашах рапануйцев.
Жители острова, нисколько не смутившись, отвечали, что действительно их предки занимались возведение статуй, поскольку боги наделили их силой, но теперь им запрещено это делать. Джеймс Кук в это не поверил ,и таким образом и задал всему ученому сообществу две главнейшие загадки острова: как появились эти статуи и почему они перестали появляться.
Кто же создал знаменитых маои, боги или люди?
1. Боги, мифические цивилизации
Эта версия более детальна по сравнению с мифами туземцев. В ней говорится о том, что остров Пасхи – осколок знаменитой Атлантиды, которая, если верить преданию, ушла под воду. Население Атлантиды было чрезвычайно развито и технически подковано, а остров Пасхи был своеобразным нетронутым «заповедником», святилищем, где и были создан «алтарь» со статуями.
Сами туземцы эту версию не поддерживают и говорят о «птицелюдях» - богах, которые прилетели, построили статуи и улетели, и в пользу последнего ,кстати, свидетельствуют обнаруженные на острове наскальные рисунки и письмена, где действительно изображены схематические рисунки людей с крыльями.
2. Люди
На сегодняшний момент, ученые придерживаются этой версии, так как обнаруженные зубила и топоры все-таки имеют место быть. Они вдоволь и поперек излазили кратер вулкана Рано-Рараку, где сохранились следы мастерской под открытым небом. Знаменитый Тур Хейердал в 1955 году все-таки уговорил жителей нарушить запрет и изготовить одну статую «по заветам предков».
Жители расстарались, и, используя привезенные веревки и доски, сумели изготовить за несколько дней небольшую каменную статую. Затем они самостоятельно выгрузили ее из мастерской и оттащили при помощи веревок в указанное место. Тур Хейердал было возликовал, однако сразу понял, что такой способ годился лишь для маленьких статуй, а как же быть с большими, весом до 50 тонн? И к тому же наличие «шапок» (2 тонны), также смущало его, потому что надеть такую цилиндрическую махину на непокатую (в отличие от тех же египетских пирамид) статую можно было бы только подъемным краном.
Ученые также бьются и над другой загадкой – прекращением «производства» статуй, и тут рождено также несколько версий:
1. Гражданская война
По одной легенде, непрекращающаяся война шла между двумя могущественными союзами: «хоту-ити», который составляли жители восточной части острова, и «ту’у» из представителей запада.
Согласно этому преданию двое молодых людей Макита и Рокехауа как-то нанесли дружественный визит Каинге, великому воину союза хоту-ити. Тот расстарался и приказал принести своему младшему сыну для дорогих гостей местный деликатес - внутренности курицы. Однако Рокехауа, шутки ради отказался их есть, сказав, что он любит внутренности человека.
Каинга понял шутку буквально. Он убил своего младшего сына и подал гостям его приготовленные внутренности. Макита и Рокехауа перепугались и убежали. Но самое поразительное, что Каинга разгневался на них не из-за того, что убил сына, а из-за того, что гости не отведали его угощения. Он собрал своих воинов и отправился в поход против ту’у. Рокехауа и Макита вместе со своими соплеменниками уплыли на остров Моту-Нуи.
Но Каинга достал их и там. Напал на них со своим отрядом и всех перебил. А Рокехауа он поджарил в земляной печи, после чего закусил им вместе со своими воинами. В пользу этой версии говорят множество найденных наконечников копий и стрел, а также черепов с характерными травмами. Таким образом, людям некогда было заниматься сооружением статуй.
2. Эпидемии и грызуны
Сторонники этой версии утверждают, что европейцы завезли на остров сифилис, тиф и чуму, которая быстро выкосила туземцев, не обладавших иммунитетом к этим заболеваниям. Прибавьте к этому быт и нравы – женщины были общими для всех мужчин, а совокупления, почти что, единственной забавой на острове.
Довершили начатое завезенные грызуны и жвачные, уничтожившие листья и семена плодоносных растений, обрушив неподготовленную к такому экосистему острова. Истощенным и болеющим туземцам ничего не оставалось, как свернуть строительство.
3. Вырубка лесов
Еще одна версия от защитников природы. Уничтожив леса на изготовление и транспортировку статуй, рапануйцы сами себя лишили как пищи, так и ресурсов для дальнейшей постройки маои.
Добавить к этому можно и набеги рабовладельцев, войны с другими островами, и оскудение генофонда. К сожалению, те или иные причины выродили уникальное племя, и теперь маои так и стоят в своих головных уборах, безмолвно взирая на нас через океан и будоража человеческие умы еще одной неразгаданной загадкой этого мира.
Лучший комментарий