Воины и войны. Ядерный поезд
Как известно, один из символов оружейной мощи нашей страны – ракетный комплекс Тополь-М. Однако это оружие настоящего и совсем недавнего прошлого, а мы сейчас вам расскажем о грозном ядерном оружии, которое защищало нашу родину до появления «Тополей» и даже на сегодняшний день продолжает оставаться таким же смертоносным и уникальным.
Речь идет о настоящем ядерном поезде, а именно о боевом железнодорожном ракетном комплексе. У работников ЖД он именовался «поезд №0», поезд-призрак. Внешне это было похоже на легендарные бронепоезда войн прошлого, однако начинка в нем была самая, что ни на есть, убийственная – стратегические ядерные ракеты межконтинентального класса.
По военному классификатору, данная машина смерти именовалась 15П961 «Мо́лодец» (РТ-23 УТТХ). Доподлинно известно только о двенадцати таких составах, которые раскатывали по просторам нашей Родины, и были практически не уязвимы для врага, в отличие от статичных ядерных шахт. Период расцвета пришелся на 80-е годы, хотя, что США, что СССР начали разрабатывать подобные составы еще в 60-е годы.
Почему же в годы Холодной войны разработка подобного поезда заняла 20 лет? Конструкторам 60-х пришлось поломать голову, ведь армия требовала от них громадную межконтинентальную ракету, полностью спрятанную в бронированный вагон, дабы разведка с воздуха и спутников не дала никаких результатов. Весить такой вагончик должен был более 150 тонн, а при пуске ракеты должны были выдержать мосты, само железнодорожное полотно, да и вообще ставилась задача пуска ракеты с движущего поезда, с минимальной скоростью поднятия ракеты из вагона до стартового положения.
Каждый состав принимал свой ракетный полк. Вкатившийся на боевой дежурство поезд вез несколько десятков офицеров и до 100 солдат. Гражданских машинистов и помощников не было - на их месте были только люди на офицерских должностях. В конце концов, инженеры справились со своей задачей – целых двенадцать поездов вышли на линии, и принялись курсировать в Центральной России, на Урале и в Сибири. Для маскировки поезда использовались как специальные жд-ветки, ныне заброшенные, так и общегражданские, а начальники станций буквально дрожали, услышав сообщение, что по их участку в такое-то время проедет «поезд №0».
Бояться, конечно же, было чего. Один состав имел 10 боеголовок, мощностью до 500 килотонн, что хватило бы на уничтожения какого-нибудь крупного европейского государства. Таким образом, имея в арсенале 12 таких поездов, СССР даже без учета остального ядерного оружия, наземного и морского, могло разом разделаться с вероятным противником в лице Европы и США, одними только силами «железнодорожников».
Справедливости ради нельзя не отметить, что БЖДРК (Боевой железнодорожный ракетный комплекс) имел и ряд минусов.
Во-первых, маскировочка все-таки была не на уровне, особенно после того, как разведку можно было проводить тепловизорами: согласитесь три тепловоза, которые тянули данный состав, спрятать было невозможно.
Во-вторых, железнодорожный состав был уязвимым: все же помнят партизанскую войну и подрывы рельс. Таким образом, было вполне реально подорвать пути спереди и сзади, и запереть состав на узком отрезке пути, ну, а уж если представлять крушение такого гиганта и детонацию боезапаса, то прогнозы специалистов были самыми мрачными. Да и если противник будет отвечать, то ядерный поезд вряд ли по своей защите выдержит серьезный удар, в отличие от глубоко закопанных в земле ядерных шахт.
В-третьих, очень быстро изнашивались гражданские железнодорожные пути. Тяжелый комплекс требовал не только особого расписания поездов, но и «убивал рельсы» очень быстро, что оборачивалось бесконечными ремонтами и простоями.
Так или иначе, но в 1991 году, на встрече лидеров СССР (Горбачев) и Великобритании (Тэтчер), вопрос по БЖДРК оговаривался отдельно. Было принято решение сначала ограничить маршруты «поездов №0», заперев их только на спецветках без выездов на гражданские пути, а потом и вовсе снять с них все ракеты, согласно договору СНВ-2 об утилизации всех ракет РТ-23УТТХ до 2003 года. Все поезда были расформированы и утилизированы, за исключением двух, которые были переданы в музей жд-техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга и Технический музей АвтоВАЗа.
90-е и 2000-е прошли стороной для ударных ядерных поездов, однако в 2016 году начали появляться слухи о разработке отдельных узлов подвижного железнодорожного ядерного состава и возможном возвращении «Молодца» в строй под новым именем.
Лучший комментарий