Стэнли Кубрик объяснил финал «2001: Космической Одиссеи» в потерянном интервью?
Трудно назвать более культовую и загадочную концовку, чем последние 15 минут научно-фантастического эпоса «2001: Космическая Одиссея» режиссёра Стэнли Кубрика. Путешествие Дейва Боумена «за бесконечность» породило бесчисленные теории и дискуссии о том, что именно происходит с персонажем. В так и не вышедшей документальной картине 1980 года Дзюнъити Яой рассматривал сообщения о паранормальных явлениях, которые происходили во время съёмок хоррора «Сияние». В какой-то момент Яой позвонил Стэнли Кубрику, и выслушал интерпретацию режиссёра финала научно-фантастической картины.
Несмотря на то, что Стэнли Кубрик старался избегать объяснения финала с момента выхода фильма, режиссёр всё же указал, что богоподобные существа — создания чистой энергии и разума, не имеющие ни формы, ни облика — поместили Дейва в некое подобие человеческого зоопарка, чтобы изучить его. С этого момента вся жизнь персонажа проходит в знаменитой спальне, которая, по словам режиссёра, является «неточной копией французской архитектуры». При этом Стэнли сравнивал спальню в «Космической Одиссее» с площадками зоопарка, где обитают животные.
«Когда они заканчивают с ним, как это происходит во многих мифах всех мировых культур, он превращается в какое-то суперсущество и отправляется обратно на Землю, обращённый в некое подобие супермена, — заключает Кубрик, ссылаясь на «звёздное дитя». — Нам остаётся только гадать, что же произойдет, когда он вернётся. Это образец мифологии, и это то, что мы пытались показать».
Стэнли Кубрик о смысле финала научно-фантастического эпоса «2001: Космическая Одиссея»
Несмотря на неоднозначность первоначальных оценок, «2001: Космическая одиссея» приобрела статус культовой, а также была признана критиками, режиссёрами и зрителями одной из величайших и самых влиятельных картин в истории кинематографа.
Трейлер к 50-летию научно-фантастического эпоса «2001: Космическая одиссея»
Сценарист фильма Артур Кларк однажды сказал: «Если вы умудритесь полностью понять «2001: Космическую одиссею», то мы потерпели неудачу. Мы хотели дать гораздо больше вопросов, чем ответов».
Солнце и полумесяц в первом кадре научно-фантастического фильма «2001: Космическая Одиссея» были символами Зороастризма — одной из древнейших религий, которая предшествовала буддизму и христианству, и была основана на учении пророка Спитамы Заратустры [также известного как Заратустра]. В основе учения Заратустры — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. Это особое центрирование символизировало вечную борьбу между светом и тьмой. Вполне уместно, что знаменитая музыкальная тема «Так говорил Заратустра» — симфоническая поэма немецкого композитора Рихарда Штрауса — была написана под впечатлением от книги «Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше, в которой содержалось заявление: «Бог мёртв». При этом элемент случайности исключается вниманием к деталям и основами методов работы Стэнли Кубрика...
Лучший комментарий