Культ карго
Случаи поклонения большим железным птицам были известны еще в 19 веке, однако с началом Второй Мировой окончательно сформировался культ «карго» - груз доставляемый самолетом.
Когда война США и Японии вошла в стадию активных боевых действий, на различные острова Меланезии, острова Фиджи и Папуа-Новой Гвинеи попеременно высаживались то японцы, то военно-морские силы США, чтобы строить аэродромы и перевалочные базы для атаки важных военных баз неприятеля.
Белые люди расчищали взлетно-посадочные полосы, ставили вышки и укрепления, и, наконец, к ним начинали прилетать самолеты, которые скидывали им припасы, одежду и оборудование. Девственную психику аборигенов не могло такое зрелище обойти стороной. Всю жизнь они молились богам, толкли пшеницу в ступе и достигли малых успехов тяжелым каждодневным трудом. И вот теперь, японцы и американцы получают все даром, прямо с неба, посредством посланников богов – больших железных птиц.
Американцы охотно обменивались или просто так дарили туземцам отличные ножи, одежду, металлические кружки, ведра, крупы, варенье, фонарики и разноцветные картинки, которые приводили каргопоклонников в особенный восторг. Сравнивая отличные вещи с собственными грубыми поделками, несчастные окончательно убеждались в их божественном происхождении, а в их сознаниях укоренялась идея того как жить безбедно и счастливо. Таким образом, когда военные действия были свернуты и наступил мир, островитяне рьяно принялись за дело.
На многих островах целые племена отошли от привычных дел и начали расчищать взлетно-посадочные полосы. Целые «бригады» были заняты постройкой деревянных самолетов. Наспех сколачивались грубые вышки, искались мелкие кокосы – их раскалывали пополам и связывали веревочкой – наушники для вызова божественных птиц были готовы.
Островитяне также сформировали свои воинские отряды – целыми днями они маршировали по острову, а ночью светили в небо кострами, подавая знак богам. Днем они на веревках, подобно бурлакам таскали деревянные самолеты по взлетно-посадочным полосам, махая импровизированными флажками, чтобы показать богам, что все условия для прилета созданы.
Грузов все не было, и жрецы племен сказали, что люди молятся недостаточно усердно. Культ «карго» начал набирать небывалый радикализм. Людей насильно заставляли отказывать от старых богов и трудиться привычным способом, их насильно гнали на «аэродромы», где работы хватало всем – делать новые полосы, самолеты, маршировать или заниматься подготовкой ночных костров. Положение людей ухудшилось, начались голодные смерти, и экологи и ученые, наблюдавшие за ситуацией попросили о гуманитарной помощи, которая начала доставляться аборигенам с помощью самолетов.
Вторая фаза развития культа «карго» наступила во время войны во Вьетнаме. Подкрепленные в своих верования с помощью «гуманитарки», племена наконец-то увидели белых людей в военной форме, с большими военными самолетами и припасами для обмена. Поклонение самолетам расцвело с большей силой и захватило новые территории – ведь оказалось, что если усердно молиться и сделать много самолетов и вышек, боги все-таки смилостивятся и прилетят.
Новая Каледония, Соломоновы острова и рекордсмен – Папуа - Новая Гвинея – к настоящему времени культ «карго» сошел на нет, но в те годы он был очень популярен. Отголоски поклонения существуют до наших дней, например на острове Вануату, где поклоняются Джону Фруму – высокому белому человеку, «королю Америки», который уже прилетал к ним в 1941 году, а теперь регулярно общается со жрецами культа по «радио», обещая прилететь «со дня на день».
Лучший комментарий